Синдром Рея или когда пить лекарство опасно

Опасность аспирина

Аспирин опасен для здоровья

Давая ребёнку лекарственные препараты, родители никак не рассчитывают на то, что состояние малыша ухудшится, и виной тому будут… принятые им таблетки. Однако, такое тоже бывает. И, сегодня мы предлагаем вам рассмотреть как раз такую ситуацию, когда приём обыкновенного аспирина может привести к необратимым нарушениям в работе детского организма и даже стать причиной летального исхода. Медики называют подобное состояние синдромом Рея –  поговорим  сегодня и мы о нём…


Что такое синдром Рея

Синдромом Рея называют заболевание, характеризующееся нарушениями функционирования таких внутренних органов, как почки, печень головной мозг, которые наступают в результате приёма такого лекарственного препарата, как аспирин, для лечения симптомов заболевания верхних дыхательных путей. Несмотря на то, что аспирин принято считать вполне безопасным лекарственным средством, которое часто используется для лечения симптоматики заболеваний верхних дыхательных путей, как у взрослых, так и у детей, это лекарство в определенной ситуации может стать причиной необратимых процессов в детском организме. Причём, такой механизм связи самого приёма аспирина и возникновения симптоматики синдрома Рея на сегодняшний день до конца не установлен.

Впервые симптомы синдрома Рея были описаны в 1963 году. У ребёнка после приёма аспирина развились признаки острой формы не воспалительной энцефалопатии, жировой дегенерации внутренних органов. И, хотя явных признаков, указывающих на воспалительный процесс головного мозга, у ребёнка не было выявлено, при этом диагностические методы исследования подтвердили наличие отёка. Параллельно с этим были отмечены изменения в печени, повышение уровня аммония…

Причины возникновения синдрома Рея

Как мы уже писали выше, на сегодняшний день досконально не известно, что провоцирует развитие подобного нарушения. Однако, исследования утверждающие, что основное нарушение локализуется в процессах генерализованных выпадений функции митохондрий, связью с такими вирусными заболеваниями, как грипп, герпес и ветряная оспа и действие салицилатов на организм в случае, когда он заражён этими заболеваниями, позволили сделать вывод, что приём аспирина в подобных случаях может причинить только вред. К тому же, после того, как в 1980 году было запрещёно употреблять аспирин для лечения этих заболеваний – частота проявлений синдрома Рея у детей в значительной мере снизилась.

Это позволяет и нам сделать свой вывод – если ваш ребёнок заболел гриппом, герпесом, ветряной оспой, другими инфекционными и вирусными заболеваниями – давать ему аспирин не стоит.

Симптоматика синдрома Рея

Не давайте ребёнку аспирин

Не спешите давать ребёнку аспирин

В случае, если детский организм реагирует на приём аспирина развитием синдрома Рея, после употребления этого лекарства у ребёнка начинается тошнота, рвота и диарея. Такие проявлении очень легко можно спутать с симптомами кишечного гриппа или инфекционным заболеванием желудочно-кишечного тракта, и в этом заключается одна из опасностей данного заболевания. Так как отсутствие адекватного лечения и необходимых мер по купированию развития синдрома Рея приводит к его обострению, которое проявляет себя функциональными нарушениями работы почек, воспалительным процессом в печени и скоплением жидкости в этом органе, отёком головного мозга (нередки случаи, когда первоначально синдром Рея диагностируется, как энцефалит), учащённым дыханием и частым сердцебиением, сонливостью, усталостью, рвотой, судорогами, возможна потеря сознания, нарушениями работы центральной нервной системы, дезориентацией в пространстве, параличом конечностей.

Результаты анализов и обследований при синдроме Рея

Клинические анализы в это время показывают повышенный уровень аммиака в крови, пониженный сахар, увеличение показателей кислотности крови.

Подобные симптомы проявляют себя в течение 1-2-х недель после приёма аспирина, и, иногда бывает сложно связать подобное состояние ребёнка с тем, какими лекарствами его лечили родители. Именно поэтому, в случае, если родители не обращаются к детскому врачу и лечат ребёнка в домашних условиях самостоятельно (что, в  принципе, не правильно) – они обязательно должны записывать все те лекарственные препараты, которые они дают ребёнку, частоту их приёма и их дозировку, не полагаясь при этом на свою память. Иногда от этой информации может зависеть здоровье и жизнь их малыша.

Как диагностирую синдром Рея

Из-за отсутствия специфических симптомов, характерных только для этого нарушения, диагностировать синдром Рея, особенно, если врач ранее не сталкивался с подобным нарушением, бывает очень сложно. К сожалению, по отношению к этому диагнозу очень большой риск врачебной ошибки. Для уточнений анализов требуется наблюдение за состоянием ребёнка в клинических условиях, регулярный мониторинг результатов анализов. Помочь врачу могут и родители, которые предоставят точный список лекарств, которые они давали своему ребёнку.

По анализам крови можно определить ферменты печени, показатели холестерина и факторы свертываемости крови, уровень аммиака, содержание глюкозы, уровень билирубина, липазы и амилазы.

Для того, чтобы исключить вероятность других заболеваний со схожей клинической картиной, врач также должен назначить проведение электроэнцефалограммы, компьютерной томографии головы ребенка или УЗД, в случае, если родничок ещё не закрылся, определить внутричерепное давление, провести биопсию тканей паренхимы печени и сделать поясничную пункцию спинномозговой жидкости.

Как видите все виды обследований достаточно сложные, однако, пренебрегать ими не стоит. Ведь, если синдром Рея не лечить – могут возникнуть осложнения и ребенок может даже погибнуть.

Как лечить синдром Рея

Лечить должен врач

Лечением должен заниматься врач

В случае, если вы заподозрили у своего ребёнка после приёма им аспирина основные симптомы синдрома Рея, о которых мы писали выше – рекомендуется незамедлительно вызвать Скорую помощь. Дорога каждая минута. Пытаться вылечить это заболевание в домашних условиях категорически запрещается. Вы погубите здоровье ребёнка, беспечно рискуя его жизнью. Подобное нарушение лечится только в условиях больницы с применением методов сложной терапии.

Однако, даже если ребёнок не принимал аспирин, но на фоне течения вирусного заболевания вы замечаете у него ухудшение его самочувствия и проявление подобных симптомов – обязательно обращайтесь в больницу. Поскольку, причины возникновения синдрома Рея до конца не установлены, необходимо всё-таки исключить вероятность подобного нарушения.

Терапия для лечения синдрома Рея в условиях больницы включает в себя действия, направленные на коррекцию ацидоза и гипогликемии, лечение  симптомов гипераммониемии с помощью гемодиализа или бензоната натрия, мониторинг за всеми жизненно важными параметрами, которые должны находиться в норме, снятие судорожных приступов с помощью препарата фенитоина, блокирование приступов рвоты с помощью препаратов цурукала и метоклопрамида.

Ребёнок должен постоянно находиться под присмотром медицинского персонала и в случае ухудшения состояния его здоровья, изменения жизненно важных показателей, неэффективности выше указанной терапии, его рекомендуется перевести в отделение интенсивной терапии.

Какие осложнения может вызвать синдром Рея

В случае неадекватного курса лечения, упущенного времени, слабого детского организма, синдром Рея может вызвать в организме ребёнка сопутствующие серьёзные осложнения, в числе которых сердечно-сосудистый коллапс, острая дыхательная недостаточность, некроз тканей поджелудочной железы и панкреатит, сепсис, аспирационная пневмония, несахарный диабет, паралич конечностей, внутренние желудочно-кишечные кровотечения, состояние комы…

Как предупредить  развитие синдрома Рея

Для того, чтобы вы не столкнулись с этим, пускай и редким, но достаточно серьезным заболеванием, рекомендуется уделять повышенное внимание температуре тела ребенка особенно, если ребёнок болен вирусным заболеванием или гриппом.

Давать жаропонижающие лекарственные препараты, в состав которых входит ацетилсалициловая кислота, ребёнку не стоит – для этого внимательно читайте состав лекарств.

Так как, наукой доказано, что приём этих препаратов на фоне гриппа или ветряной оспы повышает риск возникновения синдрома Рея в 35 раз.

В случае, если вы заметили, что состояние ребёнка ухудшилось, и у него наблюдаются симптомы, характерные для этого заболевания – обязательно обращайтесь к врачу. И, чем скорее вы это сделаете – тем лучше. Ведь, лечение подобного коварного заболевания, необходимо начинать в первые несколько часов, после проявления первых симптомов, так как, упустив время, ребёнка можно уже не спасти. А, вероятность летального исхода при данном диагнозе весьма велика и составляет она 20%.

Примечательно, что в случае выздоровления после синдрома Рея повторно ребёнок заболеть  им уже не может, что позволяет сделать вывод о том, что организм вырабатывает по отношению к этому заболеванию свою защиту.

Видео о синдроме Рея:

Наши выводы

Сегодня мы с вами говорили о таком редком, но опасном заболевании, как синдром Рея, о его симптомах, лечении, прогнозе и профилактике. Надеемся, несмотря на то, что механизмы возникновения этого недуга досконально медицине не известны, наша информация будет для вас полезной, и вы сумеете исключить приём аспирина вашим ребёнком, и тем самым снизите риск развития синдрома Рея.

Возможно, вам, наши читатели, также известны случаи, когда приём лекарственных препаратов, вместо лечебного эффекта оказывает негативное воздействие на детский организм, и угрожает здоровью и жизни ребёнка? Мы будем рады, если вы поделитесь с  нами и с нашими читателями такой информацией…

Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Plus Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире Поделиться ссылкой в Я.Ru
На нашем сайте:
Рубрика: Заболевания

Оставьте комментарий

    Это не спам (обязательно)